
В честь 74-ой годовщины полного снятия блокады Ленинграда Анна Абрамовна Игнатенко, хорошо знавшая Иосифа Флориановича рассказывает о трудностях, с которыми в профессиональной деятельности столкнулся Иосиф Флорианович, о жизни в период Великой Отечественной войны его семьи в период Великой Отечественной войны, об образовании глухих и вечной тяге к самосовершенствованию.
СОВЕСТЬ ОБЩЕСТВА
«Была война, прошла война
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне..»
Лев Ошанин
Анна Абрамовна Игнатенко вспоминает об Иосифе Флориановиче Гейльмане.
«Я познакомилась с ним, когда мне было 24 года, в середине 50-х годов прошлого века. Вспоминая Иосифа Флориановича, мне хочется сказать о нем много хороших добрых слов.
Он родился 6 марта 1923 года в семье глухих, его родители потеряли слух в раннем детстве. Маленький Иосиф сразу увлёкся необычайной красотой жестового языка и пронёс любовь к нему через всю свою долгую жизнь. Родители его были грамотными людьми для того времени, они получили очень приличное образование в училищах Санкт-Петербурга. Отец работал чертежником на заводе «Электросила» (бывший «Сименс»), мать была домохозяйкой, позже стала активисткой общества глухих и принимала участие в художественной самодеятельности. В доме родителей Гейльмана любили собираться глухие ленинградцы, а маленький Иосиф, стоя на табуретке, переводил на жестовый язык то, что говорили по радио. Позже, его просили переводить уже серьезные мероприятия: конференции, лекции.
Так, в 12 лет, сидя на плечах какого-либо крепкого и высокого глухого, он переводил в Ленинградском Доме просвещения для неслышащих лекции, беседы и другие мероприятия.
Надо сказать, что по натуре своей Иосиф Флорианович был очень активным, деятельным и ответственным человеком. Вероятно, поэтому именно в 15 лет Иосиф Флорианович стал членом ВОГ. В 17 лет поступил в Ленинградский государственный университет.
И именно ему, 18-летнему юноше, Центральное правление ВОГ и его первый председатель Павел Алексеевич Савельев доверил быть ответственным за целый пароход, на котором отправились в путешествие 300 глухих детей-школьников по реке Волге от Москвы до Астрахани.
Это было в середине июня 1941 года. А едва доплыв до Ярославля, они узнали, что 22 июня Германия без объявления войны напала на Советский Союз.
Началась Великая Отечественная война.
Можно только представить, насколько возросла ответственность, забота о детях, их здоровье, организации их быта, питания и т.д. в условиях начавшейся войны.
Конечно, с детьми Гейльман был не один, но он отвечал за всё и за всех. И это испытание Иосиф выдержал – всех ребят привез в Москву.
В это время в блокадном Ленинграде умирали от голода родители Иосифа Флориановича.
Иосиф прорвался в Ленинград после снятия блокады Ленинграда в 1944 году без пропусков, которые были обязательны в военное время. Все эти годы он ничего не знал о родителях и брате. Иосиф Флорианович рассказывал, как, выйдя на площадь Восстания на Невский проспект, он увидел пустой город. Дошел до своего дома и от соседей узнал, что родители умерли от голода, а брат на фронте. Но горе не сломило Гейльмана.
Он понял, что надо начинать новую жизнь!
Ведь он хорошо знал нужды и проблемы глухого человека: получение образования, овладение профессией, уравнивание в правах со слышащими, получение ими льгот как инвалидов по слуху.
В память о своих родителях стал работать переводчиком жестового языка в системе ВОГ. Много работая в качестве переводчика, а затем и завучем в школе глухой рабочей молодежи, он задумался о том, как разнообразить и усовершенствовать жестовую речь, так как язык глухих был очень беден, следствием чего являлась всеобщая безграмотность.
Так, в середине 50-х годов прошлого века в Ленинграде по инициативе Иосифа Флориановича была открыта очно-заочная специальня средняя школа рабочей молодежи для людей с нарушениями слуха и речи № 92. Директором ее была замечательный, очень опытный сурдопедагог Марина Семеновна Анохина, а Иосиф Флорианович какое-то время был завучем.
Ей Гейльман и показал свой первый труд - «Букварь» для глухих, и потом в соавторстве с ней выпустит много учебников.
Иосиф Флорианович Гейльман внёс очень большой вклад в изучение жестового языка. Ему принадлежит наиболее полное в то время описание особенностей жестового языка.
Грустно, очень грустно. Понимаю, что человек живёт не вечно!!! Рано Он ушёл... Несчастна и трагично закончилась его жизнь.
Он был СОВЕСТЬЮ нашего Общества! Но очень скоро был забыт.
Видео
Беседу вела, Воронина Оксана
25 января 2018 г.
Write a comment
ЛИДЕР (Monday, 29 January 2018 11:06)
Очень интересно! Спасибо за удивительный рассказ! Сколько страниц из жизни Иосифа Флориановича мы еще не знаем. Творческих успехов!!!
Вишенка (Monday, 29 January 2018 18:34)
Очень интересно и поучительно!
Николай (Friday, 16 February 2018 22:55)
Скажу, Иосиф Гейльман был настоящим другом глухих. Охотно принимал на работу в ЛВЦ способных выпускников, успешно окончивших вуз. По-моему, Э.А.Слуцкий из глухих был первым приглашен преподавателем физкультуры. Преподавателем по живописи после аспирантуры в институте им.Репина Гейльман с радостью принял Г.Ф.Фадина. Любит он общаться с художниками первого выпуска ЛВЦ (А.Знак, Ю.Корнилов, Г.Фадин, С.Соловьев и др.) Интересные они были. До поступления в изостудию они познали, что такое жизнь рабочего. Поэтому первый директор не был удивлен, почему они так серьезно относились к учебе. Шли они на учебу, как на рабфак.
Благодаря ему меня, выпускника ЛВЦ и института им.Репина, взяли на работу преподавателем по истории изобразительных искусств.
Этим он хотел как бы сказать, что глухие могут заниматься преподавательской деятельностью и стать прекрасными коллегами слышащих, которым хорошо знаком мир глухих и их язык.
Память о первом директоре ЛВЦ навсегда осталась в моем сердце.
Бывшее Бог бессилен сделать небывшим.
Анна (Thursday, 22 February 2018 09:06)
Присоединяюсь к комментарию Николая! Спасибо!